Каждая новая история преподавателей школы “МИР” — о том, что вот живет где-то хороший человек, а потом решает переехать в Доброград чтобы работать, заводить друзей, общаться с природой. И, при всей похожести, каждая такая история уникальна, как и наши жители, которых собирает город.
Степан Барчан приехал к нам из Новосибирска, чтобы преподавать детям “МИРа” историю и обществознание. Вот что он рассказал о себе, опыте жизни в деревне, онлайн- и офлайн-образовании.
Доброград — это судьба
Я приехал в Доброград вместе с чихуахуа, которого зовут Шуня. Меня пригласили преподавать в замечательную школу “МИР”, я не смог отказаться. Можно сказать, что Доброград — это судьба: буквально за несколько месяцев до того, как мне поступило предложение из школы, я смотрел интервью Владимира Михайловича Седова на Ютубе и очень заинтересовался этим местом.
Онлайн-учитель
Раньше я преподавал в крупной онлайн-школе “Фоксфорд”. Хорошее место для получения образования для детей, которые с родителями много “кочуют”, или для детей-спортсменов, например, которые не хотели бы пропускать занятия. Кроме того я работал в одной из лучших гимназий Новосибирска “Гармония”. Стал вице-президентом Ассоциации молодых педагогов города, а в 2019 году победил на всероссийском конкурсе, став лучшим молодым педагогом России. Всего я преподаю шестой год после окончания Новосибирского педагогического университета.
Тишина ударила
Мне очень нравится Доброград. Когда я приехал сюда, первое что произошло, — тишина ударила по ушам. Я понял, что здесь можно подумать про жизнь, тогда как в Новосибирске или Москве, например, мы все время бежим куда-то. Иногда на контрольных, когда наступает тишина, думаю о том, что тишина — это настоящее лекарство. Климат мне идеально подошел, а еще понравилось отношение к природе: кажется, что каждая шишечка здесь на учете.
Мог возглавить школу
Со времен моей работы в “Гармонии” запомнился наш директор своей строгой, по-хорошему, советской позицией: летом ребята у нас работали на школьном приусадебном участке. Сами сажали овощи, фруктовые деревья, ухаживали за ними. Вокруг школы было зелено и хорошо.
В Новосибирске моя карьера складывалась отлично — было даже предложение возглавить школу. Но ударила пандемия, было много работы онлайн, и я решил, что нужно двигаться дальше в перспективное направление — онлайн-образование, в котором много учеников со всего мира. Ведешь урок, например, про Константинопольский собор Святой Софии, а ученик в ответ: “А вот он, Храм, за спиной!”
Школа или монитор
В “Фоксфорде”, где я работал онлайн, сильное педагогическое сообщество, я многое оттуда перенес в офлайн-форматы. Сейчас часто спорят о том, что же лучше: онлайн-образование или сильная офлайн-школа.
Когда началась пандемия, мы не были готовы к переходу на онлайн- образование, пришлось сильно напрячься для того, чтобы понять, как работать с детьми через интернет. Что будет дальше, мы тоже не знаем, поэтому онлайн-формат нужно “прокачивать” как одну из систем образования, которая должна быть налажена.
Но вот сказать, что лучше, я не готов: всё зависит от целей образования. Если из школы “МИР” ученики не хотят уходить домой — это говорит о том, что офлайн-система нашей школы развивается правильно, ученики голосуют за нее привязанностью. Есть отличные онлайн-школы, в которых ученикам и родителям комфортно. Казалось бы, страдает социализация, но при правильном подборе дополнительного образования всё можно нивелировать.
Вернусь к “МИРу”. Бывший новосибирской губернатор Виктор Толоконский говорил о том, что мечтает построить школу полного дня в регионе. В Доброграде это сделать удалось. Школа полного дня — очень важная вещь, чтобы дети воспринимали ее, как второй дом.
Учитель в третьем поколении
В том, что я стану учителем, сомнений никогда не было: я уже третье поколение учителей в нашей семье. Мои бабушка и дедушка — историки, мама — учитель русского языка и литературы, еще и диплом психолога недавно получила.
У нас вообще интересно в семье: сестры ушли в строители, а я стал учителем. Тут нужно пояснить: это мои двоюродные сестры, но роднее родных. Мы раньше в деревне Зюзя Барабинского района Новосибирской области жили большой семьей: папа и его родные братья с семьями в одном доме, поэтому мы не считаем себя двоюродными.
Мы первыми в районе организовали фермерское хозяйство. Вкладывали всё в производство. Люди заработают что-то и квартиру покупают, а мы — комбайн или трактор. Теперь, к сожалению, из деревни мы все уехали, наши поля вдоль берегов озера Чаны больше никто не косит.
Деревенская жизнь моя закончилась относительно недавно, а в городе на меня сразу начали давить стены…
Вспоминаю с доброй улыбкой своего первого учителя истории Ивана Васильевича, понятно, что прозвище у него было Грозный. Он — бывший военный, преподавал отлично и привил любовь к истории. Вообще в деревне меня окружали толковые и самобытные люди, которых я с теплом вспоминаю.
Возвращение к истокам
В школе “МИР” дети к истории относятся замечательно. Сейчас, например, в восьмом классе, проходим реформы Петра I. Детям интересно. Да и в семьях тоже интерес к истории есть, как и вообще к сбалансированному образованию.
Родители — наши первые помощники и соратники в воспитании и образовании. В “МИРе” я чувствую их поддержку и участие. Кроме того, мы в школе “МИР” теперь проводим устный зачет по истории. Это хорошая форма для того, чтобы ученик научился говорить и мыслить: на столе билеты, как в классическом университете, по ним нужно отвечать.
Мирные тусовщики
Коллектив в “МИРе” молодой, и ребята по духу близки. У нас тут сибиряков много, общаемся, на квизы ходим. Это такие модные викторины. Есть своя команда “Мирные тусовщики”. Иногда побеждаем. Я стараюсь здесь много гулять. После Новосибирска, где из-за смога ножом можно воздух резать, здесь дышится очень хорошо. Люблю погулять с собачкой в Доброграде или по Коврову.
Среди моих традиций — регулярно перечитывать “Тихий Дон” Шолохова, с каждым разом он всё больше мне нравится.