В парк-отеле «Доброград» закончился трехдневный курс по проектированию образовательного процесса для учителей школы «МИР». Преподаватель курса Соня Смыслова — ведущий российский эксперт по проектированию образовательных программ, программный руководитель и куратор School of Education. Она проектировала образовательные программы и преподавала в «Сбере», Политехническом музее, Mail.ru Group, Росатоме, Павловской гимназии, Ростелекоме, QIWI, Yandexе, Лицее НИУ ВШЭ и многих других. Соня рассказала нам, чему научились педагоги и каково это — быть учителем сегодня.
В школу «МИР» часто приезжают эксперты, чтобы поделиться с нашими педагогами интересными идеями и практиками. С какими идеями к нам приехали вы?
Очень важно научиться обобщать учебный опыт, наблюдая, как учебная программа изменяется в реальной образовательной среде, как живет и учится ребенок. Сейчас не все педагоги умеют это делать. Кроме этого, я донесла до слушателей, что преподавание и проектирование обучения — это творчество, креативный процесс, в котором учитель должен чувствовать вдохновение, чтобы что-то придумывать, создавать и развиваться самому.
А нужны ли вообще учебные планы?
Мы не говорим, что нужно полностью от них отказаться и следовать исключительно за внутренним посылом ученика — любая поляризация неуместна. Но сконструировать программу можно по-разному, и очень важно научиться понимать, как внутри программы живется живому человеку — ребенку.
А задача учителя в современной школе — что скажете о ней?
Ключевая задача учителя — уметь погружаться в разные роли и анализировать ситуацию. Не слепо следовать учебному плану, а живо реагировать на происходящее с учеником.
И как это делать?
Во все времена были педагоги-новаторы, педагоги-по-призванию: они умели погружаться в разные роли, выходить за рамки плана, выстраивать индивидуальное и ситуативное общение с учениками. Всегда могли проанализировать ситуацию в классе и вмешаться, или, может быть, дать самим детям возможность принять решение, ошибаться, двигаться. Именно это умение наблюдать и переключаться и выделяет талантливых педагогов. Очень хочется, чтобы этими инструментами овладела вся педагогическая среда.
То есть та самая новаторская педагогика теперь идет в школьную учительскую?
Многое из того, что мы сейчас пытаемся масштабировать, уже больше ста лет существует в маленьких, авторских школах. Когда-то их подход казался сумасшедшим, а сегодня мы смотрим на них и думаем: как же классно они все делали! Они просто опередили свое время. Сегодня некоторые прогрессивные школы тоже могут показаться непонятными и сумасшедшими, но пройдет какое-то количество лет, и их практики тоже войдут в обиход.
У вас европейское педагогическое образование. Что можете сказать про российскую педагогику?
К сожалению, то, что уже давно и успешно синтезировано в европейской школе, пока еще плохо сформулировано в российской действительности.
Это стена?
Если и стена, то она начинается в академическом сообществе: российская педагогическая наука стоит обособленно от европейской. В России сейчас лишь несколько педагогических сообществ, которые занимаются исследованиями на международном уровне. Российская педагогика находится в информационном вакууме.
Получается, что несколько новаторских школ в России пробивают дырки в этом вакууме вокруг российской педагогики?
Да, так и есть. Хотя сейчас весь мир находится в образовательном кризисе.
В чем проявляются кризисные явления?
В том, что образование не может решить текущих задач ни людей, ни государства.
А пока мировое педагогическое сообщество ищет пути выхода из кризиса, страдают ученики?
А было ли когда-то по-другому? Просто кто-то находит пути выхода из кризиса быстрее, кто-то — медленнее. В любом случае, меняться придется всем: спасительной таблетки, которую раз принял и здоров, не существует.
Мне кажется, педагогам в современном мире неимоверно тяжело?
Конечно. Тяжело постоянно учиться, меняться. На работе и так очень большая нагрузка, а еще нужно исследовать образовательные практики, следить, как они меняются.
Что скажете про школу «МИР» в плане заявленных идей?
Для меня ключевой параметр — люди. Я очень вдохновлена командой, которая работает в школе. Прописать можно любые идеи, но если нет людей, которые готовы эти идеи реализовать, все бессмысленно. А в школе «МИР» собралась команда, которая точно сможет воплотить заявленные идеи.