3% сельская ипотека на готовые квартиры и таунхаусы, лимит до 12 млн ₽
Подробнее
вернуться к списку новостей

Полина Мальцева: чувствовать ребенка и видеть, что с ним происходит

20 декабря 2022

Полина Мальцева - автор просветительского блога и курсов для родителей @polina_education, руководитель проекта создания школы «Летово», куратор социальных и образовательных проектов Доброграда.

Три года назад она с единомышленниками создала образовательную концепцию школы “МИР”, а сейчас принимает участие в ее становлении: проводит установочные семинары с учителями, читает лекции, в том числе и для родителей. Мы поговорили с Полиной про школу “МИР”, современное образование и идеальных родителей.

Прямо к цели

Три года назад, когда мы собирали первую концепцию школы “МИР”, мы сформулировали общее направление движения, важные для школы принципы и цели. Понимая, что позднее уже с командой в ходе работы школы и столкновении с содержательными развилками их нужно будет уточнять.

И сейчас через год после открытия многие цели детализированы с командой. Например, мы уже понимаем, какие будут профильные направления: математика, ИТ-направление, английский язык, обществознание. И по выбранным направлениям есть понимание, как и через какое время школа придет к высоким результатам на уровне страны.

Важно, что мы сформулировали основные содержательные особенности школы, как именно школа “МИР” будет не только давать детям современное образование, но и станет важным культурным и социальным объектом города Доброград и региона.

Полина Мальцева: чувствовать ребенка и видеть, что с ним происходит

Два кита школы

Базовые цели образования в школе “МИР” я бы сформулировала так.

Во-первых, каждый выпускник окончит ее с очень высоким уровнем по ключевым грамотностям - математической, читательской.

Согласно современным исследованиям, когда мы учимся, мы учимся по текстам. И если мы не умеем тексты понимать и применять написанное, то мы не сможем учиться. И речь не о скорочтении, а умении добыть, прочитать, критически осмыслить и использовать информацию. Все ученики школы также получат высокий уровень знания английского языка. Без этого в современном мире никуда, потому что основной массив исследований и передовой информации в любой профессиональной сфере публикуется на английском. Ну и в дополнение к этому обязательному набору - предметы по выбору, необходимые для поступления в ведущие вузы страны по выбранным направлениям.

А, во-вторых, в современной школе мы стремимся вырастить самостоятельных личностей, развить в детях навыки, необходимые для жизни. Умение принимать решения и нести за них ответственность, навыки коммуникации и командного взаимодействия, критического мышления.

Современное образование

В современном образовании выделяют несколько направлений для развития детей. Есть набор предметных грамотностей: математическая, естественно-научная, гуманитарная и др. Есть набор необходимых навыков: критическое и креативное мышление, коммуникативные и командные навыки, самостоятельность, умение учиться. А также есть личностные качества, которые также необходимо у детей развивать, такие как любознательность, адаптивность, упорство, небезразличие. Многие родители отдают детей в школу, где все условно ходят строем и делают одно и тоже. У детей в такой школе нет никакого выбора, возможностей для принятия решений, взаимодействия с другими детьми. А потом родители понимают, что подросший ребенок не может самостоятельно принять решение. А ничего необычного не произошло: после школы-системы, в которой за ребенка все было решено, во взрослом мире трудно принять самостоятельное решение - навык не сформировался.

Мы взрослые не можем дать ребенку полной свободы в принятии решений в образовании, но тем не менее, выбор у него должен быть, и современная школа должна обеспечить субъектную позицию ребенка, когда он находится в активной роли обучающегося, а не пассивной роли обучаемого.

Полина Мальцева: чувствовать ребенка и видеть, что с ним происходит

Котики, но не только

Если говорить о развитии личностных качеств, в современном образовании есть исследования, которые показывают, что во многом это не врожденные качества, их можно осознанно формировать у детей. И есть понимание, какие качества действительно будут влиять на будущую реализацию детей в современном мире. Это такие качества как любознательность, мышление роста, адаптивность, ответственность, упорство и особенно небезразличие. Небезразличие - это не про “спасение котиков”, это привычка смотреть на мир глазами человека, который пытается понять, а что он может дать этому миру. Что ему хочется привнести в этот мир.

Это начало пути в поисках смысла жизни. И именно это делает нас во взрослом возрасте счастливыми в профессиональной реализации.

Учитывая что в школе опыт у ребенка крайне эгоистичный: математика - мне, английский - мне, крайне важно планировать такие события или проекты, которые помогут развить это небезразличие, помогут ребенку посмотреть на этот мир, подумать над разными вызовами и задачами по широкому набору направлений от экономики и ИТ до физики и медицины, и почувствовать, какие темы в нем откликнутся.

Может быть это будет тема ИИ или автоматизация сервисов, возможно экология или генетика. Главное - чтобы тема откликнулась. Для этого нужно выработать привычку замечать, что в мире не так, изучать эти направления, обсуждать возможные решения, искать свою роль в этих вызовах.

Еще Конфуций сказал: „Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни“.

Я знаю, как лучше

Переводя ребенка на домашнее обучение, родители берут на себя полную ответственность за его систему образования. И это правильный, осознанный выбор, если альтернатива - школа, которая не дает ни предметные грамотности, ни навыки, предлагая детям исключительно заучивать стихи, факты и подставлять неизвестные в формулы. Такое образование действительно не подготовит ребенка к реализации и счастью в современном мире.

Но если родитель берет на себя такую ответственность, то важно детально знать, что и как необходимо дать ребенку, какие методики эффективные, не забыть важные аспекты развития - навыки, личностные качества, применимость знаний. Но иногда родители не изучают эту информацию, а собирают образовательную модель, транслируя собственный жизненный опыт: мне пригодилась математика и языки, ну и спорт важно добавить. Это не приведет к системному образовательному результату. Поэтому в самом решении перейти на домашнее обучение ничего плохого нет, лишь бы образовательная модель ребенка была выстроена гармонично, с опорой на современные подходы и нужный набор элементов развития.

Когда начать учиться

Развитие начинается с рождения, и когнитивные способности тоже начинают формироваться сразу. Но с трех лет мы можем уже системно планировать развитие ребенка, подключать целенаправленное развитие навыков, расширять кругозор, формировать прочный фундамент понимания для будущего изучения предметных грамотностей. Конечно, трехлетка не сможет, как 15-и летний подросток, критически сравнить архивные документы, но понять, что не у всех животных есть усы - это его уровень критического мышления. Это анализ, обработка и оценка информации. И начав это развитие в дошкольные годы, мы даем ребенку большой задел на будущее.

Есть направления развития, которые у ребенка мы формируем “с нуля”, например, все предметные грамотности, критическое мышление, навык коммуникации, упорство. А вот любознательность и желание самостоятельности присуще ребенку с рождения. И задача родителя скорее “не навредить, и правильно направить развитие навыка в более сложных контекстах. Но мы часто наоборот их “рубим на корню” когда говорим: “Не лезь!”, “Не ходи!”, “дай я сам сделаю”. И у ребенка формируется выученная беспомощность и привычка ждать, когда другой скажет, что ему делать, угасает внутренняя мотивация.

Со-настроенные части

Каждый родитель так или иначе изучает тему развития своего ребенка. Мы читаем статьи разных экспертов, слушаем подкасты или ролики на ютуб, читаем книги, советуемся с друзьями и коллегами. Эта тема волнует каждого. В 2016 году в журнале Forbes вышло интервью с основателем школы “Летово”, и казалось бы, это деловое издание. Но эта статья о современном образовании стала самой читаемой статей журнала за год. Это говорит о том, что тема образования интересна, что мы хотим лучшего ребенку. Вопрос - в качестве и структуре информации. Насколько это система, а не хаос.

Часто даже без системных современных знаний, родитель делает правильные вещи интуитивно. Помогает здесь родителям, когда они с ребенком на одной волне - со-настроены с ним, могут погрузиться в его позицию: а тебе что сейчас интересно? о чем ты сейчас думаешь? Посмотреть на мир его глазами. Когнитивное развитие происходит по определенным законам, и если научиться замечать изменения в ребенке, можно достаточно точно, особенно в дошкольные годы давать ему нужную пищу для дальнейшего развития.

Не зря же около трех лет возраст почемучек, а в четыре - время сюжетно-ролевых игр, через которые дети отрабатывают разные социальные сюжеты, осмысляют взаимодействия, приобретают основы мягких навыков. И взрослый может предложить больше сюжетов, объяснять, подсказывать, как еще можно поступить, предложить новую интересную активность - со-настроится. А значит чувствовать ребенка и понимать, что с ним происходит.

Консьерж-сервис
Квалифицированные сотрудники консьерж-сервиса ответят на любые вопросы, связанные с жизнью, работой и отдыхом в Доброграде
Работаем без обеда и выходных
с 7:30 до 19:30
Экомониторинг
Температура
Температура
19 °C
Влажность
Влажность
74 %
Давление
Давление
749 мм рт. ст
?
PM2.5
PM2.5
2мкг/м3
?
PM10
PM10
2 мкг/м3
?
Концентрация ЛОС
Концентрация ЛОС
0.010 мм3/м3
?
Концентрация CO2
Концентрация CO2
347 ppm
?
Концентрация CO
Концентрация CO
8 ppm
В пределах нормы
За пределами нормы