Вокруг образовательного центра «МИР» складывается круг лучших экспертов в области образования. Один из них – Мария Ярина, сотрудник Сколковского института науки и техники (СколТех) побывала в нашем городе в конце ноября и во время презентации школы «МИР» провела увлекательный мастер-класс, на котором вместе с детьми играла в науку. «СколТеху импонирует заявленная образовательная модель «МИРа». Думаю, здесь вырастят наших будущих студентов», – говорит она.
Мы расспросили Марию о детях, науке и будущем.
– Вы уже были на презентации школы и детского сада «МИР» с двумя мастер-классами. Планируете ли вы сотрудничать со школой в будущем?
– Мы надеемся на сотрудничество. Потому что школа интересная и очень необычная. Здесь вырастут прекрасные и умные ребята, которые потом будут поступать к нам в СколТех.
– Вы давно работаете как популяризатор науки. Например, сотрудничаете с «Университетом детей». А в чем могло бы заключаться ваше сотрудничество со школой «МИР»?
– Я бы сказала, направление двухстороннее: с одной стороны, мы готовы проводить дополнительные онлайн-курсы от наших ведущих ученых, чтобы ребята поняли, что наука – это интересно и здорово, а не запредельно скучное занятие. Что можно уже сейчас, во время обучения в школе, знакомиться с какими-то интересными научными направлениями. Кроме этого, было бы интересно, если бы СколТех курировал научно-исследовательскую работу по каким-то направлениям. Чтобы под нашим руководством ученики делали работы, а потом выступали на всяческих научных олимпиадах, в том числе международных. Думаю, школе «МИР» такое кураторство тоже было бы интересно. Кроме этого, школа говорит об индивидуальном развитии каждого ученика. Поэтому совместная проектная научно-исследовательская работа будет точно востребована.
– Да, но пока СколТех обучает только с уровня магистратуры. Значит, школьнику «МИРа», который хотел бы стать студентом СколТеха, все равно нужно будет заканчивать другой университет?
– Пока да, мы берем студентов, аккредитованных при нас университетов. И у нас обучение начинается только с магистратуры. Но в будущем мы планируем открыть бакалавриат. Поэтому и работаем со школами, чтобы про нас знали и к нам шли. И уже сейчас у нас есть проекты с некоторыми школами, например, с Международной Сколковской гимназией, с которой мы осуществляем научно-исследовательские проекты.
– Что можно считать началом научной деятельности ребенка?
– Мне кажется, что ребенок становится ученым, когда с разбега прыгает в лужу. Дети ведь не просто так в лужи прыгают, они думают: «А что будет, если я прыгну?»
– А в каком возрасте ребенок готов к тому, чтобы стать ученым?
– Мой опыт работы со школьниками показывает, что с наукой можно работать, начиная с восьмого класса. Даже с седьмого, если делать исследования в области зоологии-ботаники. Так что серьезные исследования с научными статьями можно начинать вот с таких младых ногтей.
– То есть, к тому времени, как первые школьники «МИРа» окончат 11 классов, СколТех будет полноценным ВУЗом, в который часть из них, возможно, пойдет учиться?
– Мы очень хотим, чтобы талантливые, заинтересованные заниматься наукой ребята с горящими глазами, уже знающие про нас через совместные исследовательские проекты, шли к нам. В России, по старинке, флагманскими ВУЗами считаются МГУ и Бауманка (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана - Прим.ред.), а мы хотим, чтобы знали про нас, и знали, что у нас образование не хуже, а даже лучше.
– Почему?
– Потому что мы современнее. У нас преподают профессора со всего мира, обучение ведется на английском языке и можно получить высококлассное образование, дающее возможность работать как в России, так и за ее пределами. Еще мне кажется очень важным то, что у нас учатся дети со всего мира. Это создает особую атмосферу международного сотрудничества.
– А как вы оказались в СколТехе?
– Меня позвали потому, что до этого для «Умной Москвы» (проект для детей о науке, sciencely.ru – Прим. ред.) я разрабатывала интерактивные детские научные программы. И когда в СколТехе было решено начинать работу с детьми, я и пригодилась.
– Что нужно современным детям? Интересно ли им учить теорему Пифагора?
– Есть два направления: первое – это остатки классического советского, достаточно жесткого образования. Эффективного, но жесткого. Но есть и другое направление – геймификация, когда игровые правила используют для достижения реальных учебных целей. В Европе этот метод применяется так, чтобы не было одного какого-то предмета, а все предметы были в одном. И чтобы все это было в виде игры и исследовательской работы.
– И какое из направлений вам ближе?
– Думаю, правда где-то посередине: педагог или тьютор должен подводить ребёнка к тому, что он сам ставит перед собой задачу, сам понимает, как эту задачу решить, сам ищет литературу. И в процессе решения учится вариться в нескончаемом объеме информации. Мне кажется, что самое главное, чему нужно научить современного человека – это уметь пользоваться той информацией, которая сваливается на него с огромной скоростью. Учитель должен помогать ребенку. Например, математик в школе, где я училась, не решала новую теорему сама, а выпускала весь класс к доске, чтобы мы попытались ее решить. И только потом рассказывала, как ее нужно решить правильно. Всё должно происходить в виде творчества.
– А все ли дети готовы принимать решения и ставить перед собой задачу? Как быть с теми, кто не может взять на себя смелость в принятии решений?
– Это тонкий вопрос, и нужно сначала аккуратно научить детей ставить эти задачи. Умение ставить себе задачи – очень полезный навык в жизни. В принципе, даже в быту. И любого можно этому научить. Только для этого к каждому нужен свой подход, свой ключик. Это тяжело. Гораздо проще сказать, что учим от А до Я. И тогда у ребенка не будет вопросов, зачем он этим занимается, зачем учит. А этот вопрос частенько возникает у современных детей.
– Что думаете об обучении в соответствии с индивидуальными образовательными планами, которое будет в школе «МИР»?
– Я даже завидую ученикам школы (смеется). Это то, что отсутствовало у нас не только в школе, но и в университете. Когда к тебе относятся, как к личности, смотрят на тебя, умеют открывать твои сильные стороны. А не сразу ставят на тебя какой-то штамп. Это очень правильно и очень сложно, в организационном и педагогическом плане. И когда это получается, это высокий класс, с такой школы можно брать пример. Еще сейчас очень модно направление домашнего обучения, но при нем теряется социализация ребенка. А в модели школы «МИР» сочетается нацеленность на ребенка и нормальное общение в коллективе.
Наша справка
Мария Ярина, сотрудник СколТеха, закончила биофак МГУ по специализации «Микология», работает над биологическими активными полисахаридами базидиальных грибов в Институте по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе (ФГБНУ НИИНА).