Каждый взрослый, независимо от возраста, хоть иногда вспоминает о школе и, возможно, заново проживает в памяти какие-то эпизоды своей школьной жизни. Воспоминания у всех разные, а вот представления о том, какой должна быть идеальная школа, у многих похожи. Интересная – чтобы в нее хотелось ходить. Готовящая к жизни в реальном мире. Раскрывающая потенциал каждого ребенка. Такова школа «МИР» – уникальная частная школа возможностей. О приоритетах школы, программе стажировок и проектной деятельности мы поговорили с директором школы Ладой Владимировной Силиной.
Лада Владимировна, какие приоритеты у школы в 2022/2023 учебном году?
Усилия школы в этом учебном году направлены на реализацию принятой концепции, которая включает три составляющих. Первое – сильные академические знания. Мы создаём условия, позволяющие детям проявлять интерес к учёбе, стремление узнавать новое, расширять кругозор, оттачивать пытливость ума. Вторая составляющая – это развитие значимых умений и навыков: работать с информацией, взаимодействовать в команде, проектировать, предлагать новые идеи, решать учебные задачи. Такие умения и навыки помогают интегрироваться в современную жизнь, адаптироваться к учебному и рабочему процессу, а также применять свои знания на практике в реальной жизни. И третье направление – развитие индивидуальных способностей и личностных качеств.
Сформировались ли у школы профили – направления обучения?
Если говорить о профиле школы, то мы сосредоточены на STEAM-направлении – это программа обучения, сочетающая занятия естественными науками, технологией, инженерией, математикой, а также искусством. Ребенок охватывает сразу несколько областей знания, учится смотреть на мир системно, замечать закономерности. По некоторым предметам ребята делятся на подгруппы, работа в небольших группах дает возможность освоения углубленных курсов. Так, начиная с 7 класса у наших учеников дифференцированно изучается математика. Еще одно направление, которое мы выделяем – социально-экономическое. В этом учебном году ребята, сосредоточенные на этом направлении, являются активными участниками предпринимательского клуба, в школе реализуется специальный курс по финансовой грамотности. Ребята из предпринимательского клуба представляют свои проекты на бизнес-форумах. Например, наши ученицы 8 класса, работающие над проектом создания площадки для выгула и обучения собак, заняли первое место в региональном конкурсе «Мой бизнес – мои идеи».
Лада Владимировна, можно ли считать школу «МИР» школой с углубленным изучением английского языка?
Да, английский язык в нашей школе изучают с 1 класса, причём при изучении языка ребята тоже делятся на подгруппы в зависимости от уровня. Это даёт возможность работать по программам углублённого изучения английского языка. Минимальное количество часов английского – пять в неделю. Сократить это число нельзя, а вот увеличить – можно. Причём у нас есть возможность погрузиться полноценно в лингвистическое направление, которое подразумевает не только углублённое изучение языка, но и возможности дополнительного освоения курса зарубежной литературы, погружение в полемику по наиболее значимым для ребят темам в формате дебатов.
В этом году в школе появился орган самоуправления, участниками которого также стали ученики, расскажите, что такое школьное самоуправление и зачем оно нужно?
Самоуправление – это реальная возможность учеников участвовать в жизни в школы, проектировать школьную жизнь. Ученики, в частности, предлагали свои идеи, как улучшить и разнообразить питание, – на основании итогов опроса, который инициировала команда самоуправления, были внесены изменения в школьное меню. Для учеников школьное самоуправление – это не только влияние на жизнь школы, но возможность прокачать свои лидерские качества и компетенции. Накапливая такие знания и компетенции, ученики потом могут поступить на факультеты, которые связаны с государственным и муниципальным управлением.
Все ученики школы «МИР» с первого класса занимаются проектной деятельностью, расскажите подробнее об этом направлении?
Проектная деятельность – обязательная часть программы. Тема четвертого семестра – PRO Науку, и завершится он конференцией, где все ученики с 1 по 11 класс представят свои исследовательские, творческие, социальные, научные проекты. Например, ученик 10 класса готовит проект по развитию системы веломаршрутов в городе Доброград. Роман уже провел опрос, который позволил ему проанализировать потребности и пожелания жителей, сейчас он плотно взаимодействует с архитекторами города и вместе с ними рассматривает возможности воплощения данного проекта. Проектная деятельность – это очень важное направление. Ребята, реализуя свой проект, учатся анализировать, мыслить творчески, находить разные пути решения одной задачи, кроме того, проекты, над которыми работают ученики, связаны с реальными запросами жителей города или наших партнеров – центра пропаганды искусства по Владимире, Российского университета дружбы народов, Высшей школы экономики и других. Все проекты рождаются из самой жизни – это реальный вызов, а не гипотетический проект ради проекта.
Лада Владимировна, расскажите о программе стажировок, которую проходят ученики?
Стажировки и профильные погружения – это программы в области профориентации школьников. Это важный проект, который позволяет ребятам по-настоящему погрузиться в реальную профессиональную деятельность компаний и предприятий Владимирской области. С 5 по 11 класс ученики знакомятся с разными предприятиями и многими профессиями. Совсем недавно ученики 8 класса знакомились с производством компании «Аскона» и деятельностью курорта Доброград. Это уникальная возможность увидеть, как работает производство, сколько реально людей задействовано в этом процессе, какие специалисты наиболее востребованы. По итогам каждого профессионального погружения ученики заполняют дневник стажировки, в котором подробно описывают сферу деятельности компании, проводят свой SWOT-анализ, предлагают свои идеи, которые сделают продукты или услуги компании ещё лучше.
Посещение высших учебных заведений – это тоже часть профориентации?
Безусловно. Знакомство с вузом – это важный этап для каждого ученика. В этом году ученики уже успели посетить Российский университет дружбы народов и Ковровскую государственную технологическую академию. Ученики знакомятся с кафедрами, преподавательским составом, студентами – они получают информацию из первых рук. Кроме того, ученики проходят профориентационные тесты, которые помогают выбрать направление подготовки с точки зрения будущей карьеры. Визиты в высшие учебные заведения позволяют ребятам более осознанно подходить к выбору дополнительных курсов. Начиная с девятого класса у каждого ученика есть свой индивидуальный учебный план, который важно построить на основе профильных интересов ребёнка.
У учеников уже большой список достижений – ученица 10 класса стала победителем муниципального этапа «Умники и умницы», ученик 11 стал победителем заключительного этапа конкурса «Национальная технологическая инициатива», ученик второго класса стал победителем международного конкурса «Я – лингвист», вы как директор гордитесь успехами детей?
Я очень горжусь нашими учениками – их желанием проявлять свои таланты и показывать такие высокие результаты. Каждая новая победа мотивируют на ещё большие достижения. Всей педагогической командой мы готовы и дальше помогать ребятам достигать результатов ребятам и поддерживать их на каждом этапе.
Всю весну школа «МИР» проводит дни открытых дверей, как вы считаете, насколько удачным с точки зрения адаптации будет переход в новую школу в середине-конце года?
Если речь идет не о выпускном классе, то март, апрель и даже май – прекрасное время для поступления. За несколько месяцев новый ученик адаптируется к пространству и ритму дня, познакомится с ребятами и педагогами, погрузится в программу. А значит, 1 сентября он будет чувствовать уже себя как рыба в воде – «МИР» станет для него родным.