Наша сегодняшняя героиня помнит время, когда в Доброграде были только прекрасные лыжные трассы, кататься по которым она приезжала из соседнего Коврова. Выбор Доброграда как места для жизни дался легко. И теперь Ираида Гурьянова ведет неспешную загородную жизнь, при этом активно участвует в доброградских экологических инициативах. Вот что она рассказала нам о жизни, работе и экологии.
От hello до ciao
Я — преподаватель английского языка. Окончила Московский педагогический университет им. Ленина. Был когда-то еще и французский язык, но он остался в прошлом. Мне всегда казалось, что к нему когда-нибудь вернусь, но нет: сначала не хватало времени и сил, а сейчас увлеклась итальянским и учу его.
От монсеррат до modern talking
Я всю жизнь преподавала в высшей школе, а в 90-е годы унесло в шоу-бизнес. Меня пригласили работать переводчиком со звукорежиссером Монсеррат Кабалье. В 1995 году она давала свой первый концерт в Москве в Кремлевском Дворце съездов. Пришлось изучить названия звуковой аппаратуры на английском. А после гастролей приняла приглашение компании - организатора концертов. Мы привозили, например, Томаса Андерса из Modern Talking, Демиса Руссоса, шведский дуэт Roxette и любимого мной Джо Кокера.
Из РБК к китайгородской
Из шоу-бизнеса я перешла работать переводчиком в компанию “РБК”, созданную талантливыми молодыми ребятами Александром Моргульчиком, Дмитрием Беликом и Германом Каплуном. Как-то мне позвонила подруга и предложила пройти стажировку в Центре изучения иностранным языкам МГУ у профессора Галины Александровны Китайгородской. Это имя было известно каждому преподавателю иностранного языка. Развивая идеи суггестологии и суггестопедии доктора медицинский наук Георгия Лозанова, она разработала метод "Активизации возможностей личности и коллектива" и на основе этой оригинальной концепции создала систему интенсивного обучения иностранным языкам.
Основной подход к обучению в методе Китайгородской не в изучении правил и списков слов (вспоминаем дрожь перед школьными диктантами), а в погружении ученика в речевые ситуации, с которыми он впоследствии столкнется в жизни.
Обучение не от простого к сложному, а от потребностей говорения. Обучение неродному языку как родному: сначала много слушаем, подражаем и, наконец, "говорим". На каждом уроке мы создаем особый мир, особую историю, которая интересна и ученикам и преподавателю. Увлеченно играем. Кстати, принцип ролевой и игровой организации учебного процесса и учебного материала один из основных принципов в методе Китайгородской.
“Дерзайте, вы талантливы!” — основной лозунг Г.А.Китайгородской. Потому что она считает, что каждый человек талантлив и обучаем. Главное — найти к нему правильный подход. Про этот метод был снят документальный фильм с таким же названием.
После языка
Я проработала у Китайгородской 22 года.
Большое количество учеников, а для меня "every person is a personality" и значит большое количество знакомств с интересными людьми, участие в конференции в Ливерпуле, командировки на Камчатку и Сахалин, в Астрахань и Грозный, в 2017 году выход учебника для начинающих "More Haste Less Speed" как результат десятилетней работы и еще много разного вместили эти 22 года.
И захотелось сменить образ жизни.
Сейчас я живу и получаю удовольствие от жизни. Знаете вот эти картинки, когда европейские пенсионеры сидят с чашечкой кофе где-то в красивом месте и никуда не спешат? Теперь это про меня. Мне не сразу удалось успокоиться и принять тот факт, что интенсивно работать больше не получается. Уже в 2020 году я поняла, что не хватает энергетики для того, чтобы провести курс в 100 часов интенсивной работы.
Интроверт в Доброграде
Когда-то я прошла психологический тест Майерса—Бриггса и оказалось, что я — интроверт в квадрате. Хотя мои друзья считают, что это не так. Мне интересно общаться с узким кругом друзей. В Доброграде образовалось очень хорошее комьюнити на поле общей деятельности — экологических инициатив. Я познакомились с Ниной Карасевой и другими нашими экоактивистами, когда обсуждали одно из сообщений в Доброград Daily про раздельный сбор мусора.
Экоактивист со стажем
Раздельный сбор отходов я практикую давно: еще работая на кафедре иностранных языков в вузе, я с сожалением наблюдала огромное количество бумаги, которое выбрасывалось в урны. Съездила в IKEA, купила огромный ящик на колесиках и попросила преподавателей не выкидывать бумагу, а складывать ее в этот контейнер. Потом разбирала его и вывозила макулатуру на переработку.
Когда-то в нашем доме был мусоропровод, и мы выбрасывали в него всё не задумываясь. Потом в московских дворах появились синие контейнеры для раздельного сбора мусора. Они прижились только там, где образовывалось сильное сообщество, которое следило за тем, чтобы мусор сортировали. Я отвозила мусор им, потом пункт сбора появился в общественном пространстве “Флакон”.
Сейчас я ничего не покупаю в упаковке и не понимаю, зачем один банан упаковывать в пакет, который потом пойдет в мусорку. Я пользуюсь многоразовыми мешками для продуктов и всё складываю в них.
Я идеалистка, и мне всегда казалось, что в людях больше хорошего, чем плохого, не могу представить, что человек может назло всем что-то сломать, мусор мимо урны кинуть. Мне кажется, что это делается от незнания. Нужна просветительская работа. Я и сама пришла к этому потому, что путешествуя, видела, как работает система раздельного сбора мусора в Европе. Да, это результат многолетних усилий людей и государства. В жизни ничего просто не бывает, нужно делать над собой усилия.
Экология места
Наша команда единомышленников с упорством и настойчивостью, иногда преодолевая отчаяние и разочарование, продвигает идею раздельного сбора отходов в Доброграде.
Я рада тому, что инициатива подхватывается и поддерживается жителями и руководством Доброграда. Очень хорошо, что ученики школы “МИР” выходят со своими идеями и проектами, связанными с экологией, на руководство Доброграда и нас.
Но есть и то, что огорчает. Например, что жители игнорируют информацию на баках для раздельного сбора мусора и выкидывают в них бытовые отходы, путают их. Жаль, что лишь небольшое количество отходов собирается в Доброграде отдельно, а остальные идут на мусорные Эвересты.
А еще, на нашей прекрасной экологической тропе от корпуса LAKE к ресторану “Доброград” можно увидеть пластиковые бутылки, алюминиевые банки, иногда в десяти метрах от мусорного контейнера.
Сейчас на своей красивой бирюзовой машине Маша Кученовская регулярно отвозит отходы, которые нельзя сдать в Доброграде, во Владимир, а семья Нины Карасевой в Гусь-Хрустальный. А хорошо бы, чтобы этим занимались городские службы.
Результатом нашей работы должно стать понимание жителями, что нездОрово и нездорОво смешивать органические и неорганические отходы, необходимо сокращение количества упаковки, отказ от пластиковых пакетов в магазине, чтобы Доброград и здесь оказался достойным примером. Для этого не нужно менять мир, можно изменить себя.
В Доброград насовсем
В Доброграде, пока работала, бывала наездами, а теперь сделала выбор в пользу города и родного человека, и как-то всё сошлось: в преподавании всё, что я могла, сделала и вот теперь занимаюсь саморазвитием, учу язык.
От Доброграда у меня не было никаких завышенных ожиданий. Мое первое знакомство с ним началось с лыжных трасс, мы приезжали сюда кататься, и я была поражена качеством их подготовки. А еще — красивый лес. Я лесной человек, и в Москве мне этого не хватало. Второе — это ресторан “Гнездо Аиста”, теперь “Доброград”. Очень я полюбила это место за малолюдность и прекрасную кухню с красивой подачей. Потом появились первые дома на Звездном бульваре. Потом уже помню первые концерты с хорошим звуком. Я отметила еще тогда хорошую планировку Доброграда. Здесь как-то всё делается интересно: скамейки в парке, например, разные, авторские, как арт-объекты. У меня с того времени осталось ощущение продуманности проекта и интересного подхода к его реализации.
Вот вчера мы приехали, а около нашего тауна посадили деревья и появилась приватность. Мне нравится, что здесь есть где погулять, можно встретиться на веранде и пообщаться с экоактивистами.
Учиться и печь. Печь и учиться
Увлечение хлебом началось лет пять назад. Тогда я оказалась на фестивале хлеба и, узнав о ремесленных пекарнях, которые начали открываться в Москве, решила тоже печь хлеб. Читала книги Чада Робертсона с его тартином, Джеффри Хамельмана. Стала участником мастер-классов у разных пекарей.
Мне интересно работать с хлебом на закваске, но не демонизирую хлеб на дрожжах. Бездрожжевого хлеба не бывает, отличие лишь в том, какие дрожжи — промышленные или «дикие домашние».
Сейчас для меня хлеб — самостоятельный продукт, а не дополнение к супу. Любимая еда — хлеб, сыр и помидоры.
Самый волнительный момент, когда пеку пшеничный или пшенично-ржаной хлеб, — это как он раскроется и раскроется ли вообще, образуется ли «гребешок», а потом не терпится разрезать, чтобы по мякишу «гадать» переброд, недоброд или всё по плану.
Впереди еще много «чУдных открытий» с ржаным и заварным хлебом. Буду учиться и печь, печь и учиться.