Евгений Аверин – заместитель директора образовательного комплекса «МИР» по работе с начальной школой. Знает восточные языки. Отвечать будет за главное направление школьной деятельности: формирование характера, человеческих и деловых качеств, которые помогут ощутить себя личностью. Доброград Daily попытался узнать у Евгения, что он думает про начальную школу, как будет мотивировать детей и коллег на плодотворное сотрудничество и кто в итоге главнее – взрослые или дети.
- Расскажете немного о себе?
- Мне 50 лет, и я всю жизнь работаю учителем. После школы было несколько вариантов продолжения образования, но я выбрал педагогическое и поступил в МГПИ им. Ленина на отделение начальных классов.
- Почему?
- Мне всегда было проще общаться с чуть младшими, чем со сверстниками.. Кроме этого, у меня три младших сестры. Между мной и самой младшей – 10 лет разницы.
- После института сразу стали работать в начальной школе?
- Я не сразу попал в начальные классы. Учился в 19-м интернате, где углубленно изучают восточные языки: со второго класса учил хинди. И после окончания института в 1992 году вернулся в родной интернат его преподавать. Мне достались дети с пятого по девятый класс. С пяти-, шестиклассниками мне было комфортно, а вот седьмой-восьмой класс – ужас. Понятно, молодой специалист, в себе до конца не разобрался. А подростки на этом хорошо играют. В общем, с подростками не сложилось.
- А, по-Вашему, работа в начальной школе для мужчины или для женщины?
- Хорошо ли, когда в семье только мама? Мужчины в начальной школе нужны. Они показывают и определенный характер, и стиль поведения, и отношения - ту мужскую компоненту, которой ребенку, особенно мальчикам в начальной школе, не хватает. Не опека, свойственная женщинам, а другой взгляд на мир, на отношения, поведение, которые могут научить рисковать в пределах разумного.
Мужчины в начальной школе нужны. Они показывают и определенный характер, и стиль поведения, и отношения
- А это необходимо?
- Ребенку нужно пробовать рисковать.
- И все же, как Вы пришли именно в начальную школу?
- Как учитель я стал работать не сразу. Хинди преподавал, потом ушел в школу «Газпрома» учителем группы продленного дня и получил большой опыт работы воспитателем. Там была очень хорошо поставлена работа по выстраиванию отношений с детьми. Я много смотрел, учился и потихоньку втянулся в классную работу.
- Какую характеристику дали бы себе как педагогу?
- Я скорее направлен на сам процесс образования. И считаю, что результатом работы ребенка и учителя в начальной школе должен быть запущенный механизм образования: ученику должно быть хорошо от того, что он учится.
- То есть на этапе начальной школы Вы закладываете интерес к учебе?
- Точнее к тем знаниям, которые он приобретает. У нас нет задачи получить пятерку за контрольную работу. Это неважно. Академический результат вторичен. Наша задача, - чтобы ребенку было интересно в эту контрольную работу включиться, попробовать ее решить. Для кого эта контрольная работа? Для педагога или ребёнка? Что мы контролируем? Я – процессник. Для меня важно, чтобы процесс был правильным и ребенку было интересно, комфортно, и не было страха ошибаться.
Наша задача, - чтобы ребенку было интересно в эту контрольную работу включиться, попробовать ее решить
- Получается, в школе, которую Вы считаете идеальной, всё было бы сделано для того, чтобы человек мог приобретать опыт. В том числе и набивая шишки?
- Человек, пока растет и развивается, много пробует. Я не встречал еще ни одного ребёнка, который бы сразу встал и пошел в младенчестве. Или на велосипеде поехал сразу. Не бывает таких людей. Так же и в учебе: надо делать много попыток и не боятся ошибаться. Детям нужно говорить, что если ты пробуешь, то у тебя может не получится. Это – нормально. Главное, понять, что не получилось и поменять алгоритм действий. Как в горных лыжах: если новичок выбирает самый сложный маршрут, то наверняка упадет. И если ему сказать в этот момент, что он никогда не сможет кататься на лыжах, то он на них больше не встанет. В наших школах как раз часто такое происходит. А нужно, наоборот, помочь ему еще и еще раз скатиться с горы, но другими маршрутами.
Директор школы "МИР" Михаил Черемных и его зам - Евгений Аверин
- Это не гиперопека?
- Это проблема выбора. Ученик должен понимать, что его выбор – его ответственность. Но для того, чтобы научится делать выбор, необходимо обладать разными компетенциями и понимать, из чего ты выбираешь. И это не две позиции, а хотя бы пять-семь. Надо понимать, для чего ты выбор делаешь и что он тебе даст. Вот это та самая ответственность за собственную жизнь.
- А в чем задача учителя?
- Задача учителя – научить выбирать. Маленьким детям очень важно пробовать все руками. Пропускать не через голову, а через руки. Пока он не научится руками выбирать, он в мысленные планы это не переведет, и учитель должен помочь ребенку научиться делать этот выбор. Вместе с ним проговорить, вывести на осознанный план то, что ребенок получил в результате опыта. Помочь ребенку выбрать и тот результат, к которому он хочет прийти, и путь, по которому он будет идти. Эверест – один, а путей к нему много. Но если кто-то не хочет Эверест, а хочет Эльбрус – ради Бога. Ведь кому-то и семи холмов Москвы достаточно! Для этого тоже нужна и тренировка, и цель.
- Каков Ваш универсальный педагогический метод работы?
- Есть принципы, на которых я строю образовательный процесс («Дурацкая казенная фраза», - смеется Евгений Аверин). Мне важно слышать и видеть ребенка. У меня на уроках не бывает тишины: все время кто-то гудит. Что-то обсуждают, что-то придумывают, какие-идеи у них возникают. Крайне редко я могу попросить быть немного потише, если уж они сильно уходят в разнос.
Мне важно слышать и видеть ребенка
- Вы выстраиваете доверительные отношения с учениками?
- Доверительные, потому что, если я хочу, чтобы они научились думать, размышлять, иметь свое мнение. То мне нужно выслушивать их мнение. А чтобы выслушивать их мнение, они должны мне доверять. Если я буду их жестко строить и требовать соблюдения каких-то организационных форм: тишина на уроке, ручки на парте, отвечаем только по руке и так далее - это ломает ученика. Очень часто гениальная идея приходит в голову вдруг ни с того, ни с сего. И она не удерживается внутри. Её нужно выплеснуть. И когда ребенок выплескивает идею, нужно попросить его рассказать, что он придумал. Это хорошо. Я люблю провоцировать детей: ставить каверзные задачи.
- А споры с учениками?
- Когда-то с молодым человеком, сведущим в математике, на уроке литературы мы поспорили, что же такое красота. Это был второй класс. Целый урок мы вели дискуссию, и остальные слушали. Так бывает. Да, это нормально.
- Что важно уметь учителю младших классов?
- Очень важно, во-первых, уметь договариваться об общих правилах взаимодействия в классе. То есть не просто говорить, что нужно сидеть ровно, но, обязательно, почему и когда. Дети это очень легко воспринимают. Во-вторых, с детьми можно и нужно обсудить правила взаимодействия внутри группы и правила взаимодействия с педагогом. Это помогает им увидеть педагога, себя и соседа.
- Какими вы видите современных школьников?
- Я могу судить по моим четвероклассникам, которые перешли в среднюю школу. Они - дети слышащие и дети думающие. Они разные, не нацелены только на учебу. Они понимают ценность знаний, ценность общения, ценность другого человека. Учителя же тоже разные: кому-то нужна жесткая дисциплина, кому-то творчество. Очень важно, чтобы дети свободно говорили, и они сейчас достаточно легко адаптируются под разные стили преподавания, под разных преподавателей: здесь нужно собраться, а здесь творчески поговорить. Они легко переключаются. Это особенность современных детей.
Евгений Аверин: очень важно, чтобы дети свободно говорили
- В образовательном комплексе «МИР» будет свой театр. Для чего он нужен?
- В школе «Интеллектуал», из которой я и перешел сюда, в начальной школе мы ставили много спектаклей. Спектакль – это не самоцель, а скорее, проявление того, что мы делаем на уроках. Основная цель театральных уроков или внеклассной работы – научить взаимодействию, взаимопомощи. Научиться общаться. В театре много внутренних коммуникаций, много возможности помочь увидеть того, кто рядом.
- Мы не сможем, говоря о начальной школе, не поговорить о дошкольной подготовке. В чем ценность детского сада?
- В развитии речи, и формировании навыков, которые потом помогут ребенку быть хорошим учеником. Все имеет значение: как и во что дети умеют играть, умеют ли действовать по правилам, как принимают победы-поражения, как относятся к ошибкам. Насколько понимают суть творчества: действуют по шаблону или у них есть внутренние идеи, которые они реализуют. Готовы ли они прилагать усилия для достижения результата. И это не все: насколько ребенок умеет хорошо придумывать, фантазировать, рассказывать. А это помогает в решении задач. Потому что, если я могу представить себе ситуацию в голове, значит, я могу прочитать задачу и понять ее в голове, а потом и решить. В общем, много процессов, которые закладываются в детском саду.
- То есть будущему первокласснику было бы хорошо иметь такой опыт?
- Если посмотреть программу первого класса, то там букварь, прописи и счёт в пределах 20-ти. И когда приходят дети, которые умеют писать, читать и считать, то чем они будут заниматься в первом классе? А может ли он придумать нетривиальную историю? Может взаимодействовать и рассказать историю другому? А сколько ему нужно попыток, чтобы залезть на скалолазную стену? А вообще, он на нее полезет, зная, что не раз упадет? Вот это подготовка, вот это «ух, ты!». Хорошо бы, чтобы в школу ребёнок принес из детского сада коммуникационные возможности и желание экспериментировать. Всему остальному научит педагог.
- За что нужно хвалить детей?
- За усилия, которые он приложил. За ошибки, которые он заметил и которые он постарался исправить. За то, что он преодолел себя, свою неуверенность, свои страхи. При этом похвалить - не просто сказать: «Вау, ты молодец!», а рассказать, что получилось. Очень большая похвала, когда после того, что сделал ребенок, вокруг него собирается толпа одноклассников с расспросами о том, как ему это удалось.
- Какова миссия родителей в образовании и воспитании?
- Мой опыт говорит о том, что у родителей могут быть свои представления о преподавании. Некоторым хотелось бы, чтобы уроки проходили по-другому, знания были другими. Но мне бы хотелось, чтобы родители видели ценность в том, что происходит с детьми в классах. Как они учатся, общаются между собой и с учителями. Самое главное сделать так, чтобы от каждого ученика хотя бы раз в день звучало «ух, ты!».
Самое главное сделать так, чтобы от каждого ученика хотя бы раз в день звучало «ух, ты!»