В январе 2023 года к педагогической команде школы “МИР” присоединилась Наталья Усова, преподаватель русского языка и литературы из Петрозаводска, победитель конкурса “Учитель года Республики Карелия”.
Теперь Наталья Михайловна — классный руководитель, главный редактор школьного СМИ и руководитель школьного театра. Мы встретились и поговорили с ней об инновационном методе преподавания литературы и гениальности детей.
Слово прежде всего
Три года назад я пришла на конкурс “Учитель года Республики Карелия” как учитель-дебютант. Тогда и родилась идея, как преподносить литературу ребенку.
Литература — это прежде всего слово. Вместе с моими коллегами, настоящими профессионалами, мы придумали, как подвести ребенка к пониманию художественного произведения, проанализировав с разных сторон слово. Собственно, и “Учитель года Петрозаводска”, и “Учитель года Республики Карелии” — это финал работы.
Каждый урок — открытия
Любой ребенок, который может чего-то не помнить или не знать, здесь и сейчас, на уроке, делает удивительные маленькие открытия после углубления в текст.
Возьмем рассказ Ивана Бунина “Красавица”, который состоит буквально из трех-четырех абзацев. В нем три героя — чиновник, его супруга и сын, у каждого — свой набор лексики.
Ребята анализируют слова, которые произносит чиновник, какие части речи чаще встречаются, почему в лексике много шипящих и свистящих звуков. О чем это говорит? В итоге они собирают все особенности речи и называют "слово героя". Это всегда наполненные глубоким смыслом слова. Слово чиновника — “страх”. Слово мачехи — “красота”. Я прошу ребят задать вопрос, который Бунин задает читателю через образ чиновника и через слово “страх”.
Дети гениально говорят, что цена страха — потеря связи с собственным сыном. А что такое красота? Есть внутренняя, есть внешняя. И что такое одиночество. А потом мы должны найти "слово писателя"... Это уровень, который создает невероятные отношения с учителем на уроке.
Есть мнение
Есть мнение, что дети не читают, что урок литературы – это просто возможность для учителя взять еще один час, чтобы подготовиться к экзаменам по русскому языку.
У меня на уроке литературы дети читают. Читают выразительно. Последовательно я подхожу к каждому, кладу руку на плечо. Это значит — вот твоя очередь подхватить слово.
Не все тексты, которые есть в учебнике, к сожалению, я бы предлагала читать детям. Но у учителя всегда есть возможность найти то, что нужно. А если суметь преподнести и показать, что “Капитанская дочка”, например, это вообще-то приключения молодого человека, который на своем пути внутри себя делает грандиозные открытия, такие же, какие делаете и вы каждый день… Дети постарше формулируют красивые, глубокие предложения. Они понимают глубинный смысл художественного произведения. А есть еще и читательский клуб, который я веду, где мы тоже говорим о книгах, о слове. Я сопровождаю детей в мир слова и размышлений.
Дом слова
На двери моего кабинета №204 висит надпись “Дом слова”.
Когда я пришла на свой первый урок, то спросила ребят: зачем слову дом. И они ответили — чтобы жить. Слова произносят, их чувствуют, они рождаются, и раз они живут, значит им нужен дом.
Династия
С детства я наблюдала, как бабушка, учительница начальных классов, любит своих первоклассников. Как они гуськом за ней ходят. Как она священнодействует, проверяя тетради. Иногда я видела, что у нее есть желание поставить отметку повыше, чем следовало бы. За что-то похвалить. Мы с сестрой решили еще в детстве, что точно будем учительницами: она — истории, я — русского языка и литературы.
Но не только бабушка определила мою судьбу. Она показала культуру профессии. А вот отношение к предмету, любовь к тексту, правилу, слову — это всё моя учительница русского языка и литературы. До сих пор мы с ней переписываемся.
Недавно моя дочь Ева, которой 10 лет, сказала: “Мама, я буду учителем”.
Открыть человека
Я считаю себя человеком, который открывает детей.
Когда я уезжала сюда из Петрозаводского лицея, то одна мама написала: “Спасибо вам большое. Мой сын научился улыбаться”. Что еще нужно в жизни, если я сделала счастливым на своих уроках ребенка?
Найти баланс
Самое главное в школе — найти баланс: между дисциплиной и творчеством, академическими знаниями и гибкими навыками. Между — быть наставником и быть учителем-предметником. Между — быть близким другом и тем, кто требует. Иногда бывает, что-то не получается, но будет завтра, а значит будет иначе, будет новое решение.
Два лагеря
В нашей семье четыре человека: я, мой муж Олег и наши дети Ева и Даня. Мы с Евой анализируем жизнь, а Олег и Даня этой жизнью живут. Они очень легко относятся к действительности и особо вопросов ей не задают.
У меня разностороннее образование. Я училась в музыкальной школе, была очень вдохновенной, любила участвовать в различных литературных конкурсах, олимпиадах. Литература и музыка со мной всегда: я пела в хоре, играла в оркестре. В общем, через искусство я познавала этот мир и открывала себя. Окончила Карельскую педагогическую академию на отлично и всегда собиралась работать только в школе.
Почему школа
Школа — это возможность понять, что ты не зря живешь, место где постоянно развиваешься. Нет детей плохих и хороших, есть дети, которых ты не смогла открыть.
К сожалению, не до всех детей я смогла достучаться. Мне так хочется, чтобы их жизненный путь был связан с высшим образованием, с новыми открытиями для себя в мире литературы, искусства… Но они уходят, чтобы слоняться по торговым центрам. Вот их я не смогла открыть. Но есть дети, которые точно мои. Они до сих пор шлют мне письма.
SOS
Дети очень часто говорят: я не знаю русский язык, я ничего в нем не понимаю, ничего не хочу. Бросается ручка… И вот в этот момент ты должен ребенка сохранить, можно сказать, спасти. Я оберегаю детей от сумасшедшего информационного поля. От того, что происходит иногда в семье, иногда на перемене с одноклассниками. Они часто не знают, что им в жизни делать, не понимают: кто я такой. Справляться со сложностями помогает внеурочная деятельность — театр, школьные СМИ, читательский клуб. Какие-то конкурсы я делаю с ними на переменке.
С ребятами я веду журналистику. У меня трое замечательных маленьких журналисточек, которые пытаются брать интервью, вежливо слушать, задавать вопросы. Мы уже открыли свою группу ВК (дадим ссылку) и ждем читателей. По четвергам мы репетируем в театре пьесу “Дом”. Это такая метафора жизни, когда человек населяет себя неправильными чувствами, а нужно правильными: вера, надежда.
Что такое русский язык
Русский язык — это любовь к своей маме, к Александру Сергеевичу Пушкину и его сказкам… Это пытливый вопрос: “Что такое Лукоморье, мама?”
Это природа и люди, которые тебя окружают. Вопросы, которые ты им адресуешь, и ответы, которые ты от них получаешь. Это точно не ЕГЭ! Это любовь к стране, в которой ты живешь, к кабинету, классу, учителю, к учебнику. Это любовь к слову.
Книга, которую я могу перечитывать бесконечно, — Лев Николаевич Толстой “Анна Каренина”. Из современных авторов — Нарине Юрьевна Абгарян и Сергей Донатович Довлатов. И если говорить о самом литературном городе, то это — Санкт-Петербург.
“МИР” — это судьба
Когда я задумалась над тем, что мне нужно поменять место работы, 11 раз проходила модерацию резюме на hh.ru. Потом махнула рукой на это дело. И тут мне позвонили из школы и сделали предложение. Так что “МИР” — это как минимум судьба.
Мы, наша семья, — авантюристы, в романтическом смысле: готовность принять новое, меняться самим. Работа учителя очень современная, и если не идти в ногу со временем, то чему я могу научить детей?