3% сельская ипотека на готовые квартиры и таунхаусы, лимит до 12 млн ₽
Подробнее
17 февраля 2023

В январе 2023 года к педагогической команде школы “МИР” присоединилась Наталья Усова, преподаватель русского языка и литературы из Петрозаводска, победитель конкурса “Учитель года Республики Карелия”. 

Теперь Наталья Михайловна — классный руководитель, главный редактор школьного СМИ и руководитель школьного театра. Мы встретились и поговорили с ней об инновационном методе преподавания литературы и гениальности детей.

Слово прежде всего

Три года назад я пришла на конкурс “Учитель года Республики Карелия” как учитель-дебютант. Тогда и родилась идея, как преподносить литературу ребенку. 

Литература — это прежде всего слово. Вместе с моими коллегами, настоящими профессионалами, мы придумали, как подвести ребенка к пониманию художественного произведения, проанализировав с разных сторон слово. Собственно, и “Учитель года Петрозаводска”, и “Учитель года Республики Карелии” — это финал работы.  

Каждый урок — открытия

Любой ребенок, который может чего-то не помнить или не знать, здесь и сейчас, на уроке, делает удивительные маленькие открытия после углубления в текст. 

Возьмем рассказ Ивана Бунина “Красавица”, который состоит буквально из трех-четырех абзацев. В нем три героя —  чиновник, его супруга и сын, у каждого — свой набор лексики. 

Ребята анализируют слова, которые произносит чиновник, какие части речи чаще встречаются, почему в лексике много шипящих и свистящих звуков. О чем это говорит?  В итоге они собирают все особенности речи и называют "слово героя". Это всегда наполненные глубоким смыслом слова. Слово чиновника — “страх”. Слово мачехи — “красота”. Я прошу ребят задать вопрос, который Бунин задает читателю через образ чиновника и через слово “страх”. 

Дети гениально говорят, что цена страха — потеря связи с собственным сыном. А что такое красота? Есть внутренняя, есть внешняя. И что такое одиночество. А потом мы должны найти "слово писателя"... Это уровень, который создает невероятные отношения с учителем на уроке. 

Есть мнение

Есть мнение, что дети не читают, что урок литературы – это просто возможность для учителя взять еще один час, чтобы подготовиться к экзаменам по русскому языку. 

У меня на уроке литературы дети читают. Читают выразительно. Последовательно я подхожу к каждому, кладу руку на плечо. Это значит — вот твоя очередь подхватить слово. 

Не все тексты, которые есть в учебнике, к сожалению, я бы предлагала читать детям. Но у учителя всегда есть возможность найти то, что нужно. А если суметь преподнести и показать, что “Капитанская дочка”, например, это вообще-то приключения молодого человека, который на своем пути внутри себя делает грандиозные открытия, такие же, какие делаете и вы каждый день… Дети постарше формулируют красивые, глубокие предложения. Они понимают глубинный смысл художественного произведения. А есть еще и читательский клуб, который я веду, где мы тоже говорим о книгах, о слове. Я сопровождаю детей в мир слова и размышлений. 

Дом слова

На двери моего кабинета №204 висит надпись “Дом слова”.

Когда я пришла на свой первый урок, то спросила ребят: зачем слову дом. И они ответили — чтобы жить.  Слова произносят, их чувствуют, они рождаются, и раз они живут, значит им нужен дом. 

Династия

Дом слова

С детства я наблюдала, как бабушка, учительница начальных классов, любит своих первоклассников. Как они гуськом за ней ходят. Как она священнодействует, проверяя тетради. Иногда я видела, что у нее есть желание поставить отметку повыше, чем следовало бы. За что-то похвалить. Мы с сестрой решили еще в детстве, что точно будем учительницами: она — истории, я — русского языка и литературы. 

Но не только бабушка определила мою судьбу. Она показала культуру профессии. А вот отношение к предмету, любовь к тексту, правилу, слову —  это всё моя учительница русского языка и литературы. До сих пор мы с ней переписываемся. 

Недавно моя дочь Ева, которой 10 лет, сказала: “Мама, я буду учителем”.

Открыть человека

Я считаю себя человеком, который открывает детей.

Когда я уезжала сюда из Петрозаводского лицея, то одна мама написала: “Спасибо вам большое. Мой сын научился улыбаться”. Что еще нужно в жизни, если я сделала счастливым на своих уроках ребенка? 

Найти баланс

Самое главное в школе — найти баланс: между дисциплиной и творчеством, академическими знаниями и гибкими навыками. Между — быть наставником и быть учителем-предметником. Между — быть близким другом и тем, кто требует. Иногда бывает, что-то не получается, но будет завтра, а значит будет иначе, будет новое решение.

Два лагеря

Дом слова

В нашей семье четыре человека: я, мой муж Олег и наши дети Ева и Даня. Мы с Евой анализируем жизнь, а Олег и Даня этой жизнью живут. Они очень легко относятся к действительности и особо вопросов ей не задают. 

У меня разностороннее образование. Я училась в музыкальной школе, была очень вдохновенной, любила участвовать в различных литературных конкурсах, олимпиадах. Литература и музыка со мной всегда: я пела в хоре, играла в оркестре. В общем, через искусство я познавала этот мир и открывала себя. Окончила Карельскую педагогическую академию на отлично и всегда собиралась работать только в школе.

Почему школа

Школа — это возможность понять, что ты не зря живешь, место где постоянно развиваешься. Нет детей плохих и хороших, есть дети, которых ты не смогла открыть. 

К сожалению, не до всех детей я смогла достучаться. Мне так хочется, чтобы их жизненный путь был связан с высшим образованием, с новыми открытиями для себя в мире литературы, искусства… Но они уходят, чтобы слоняться по торговым центрам. Вот их я не смогла открыть. Но есть дети, которые точно мои. Они до сих пор шлют мне письма. 

SOS

Дети очень часто говорят: я не знаю русский язык, я ничего в нем не понимаю, ничего не хочу. Бросается ручка…  И вот в этот момент ты должен ребенка сохранить, можно сказать, спасти. Я оберегаю детей от сумасшедшего информационного поля. От того, что происходит иногда в семье, иногда на перемене с одноклассниками. Они часто не знают, что им в жизни делать, не понимают: кто я такой. Справляться со сложностями помогает внеурочная деятельность — театр, школьные СМИ, читательский клуб. Какие-то конкурсы я делаю с ними на переменке.

С ребятами я веду журналистику. У меня трое замечательных маленьких журналисточек, которые пытаются брать интервью, вежливо слушать, задавать вопросы. Мы уже открыли свою группу ВК (дадим ссылку) и ждем читателей. По четвергам мы репетируем в театре пьесу “Дом”. Это такая метафора жизни, когда человек населяет себя неправильными чувствами, а нужно правильными: вера, надежда. 

Что такое русский язык

Русский язык — это любовь к своей маме, к Александру Сергеевичу Пушкину и его сказкам… Это пытливый вопрос: “Что такое Лукоморье, мама?”

Это природа и люди, которые тебя окружают. Вопросы, которые ты им адресуешь, и ответы, которые ты от них получаешь. Это точно не ЕГЭ! Это любовь к стране, в которой ты живешь, к кабинету, классу, учителю, к учебнику. Это любовь к слову.

Книга, которую я могу перечитывать бесконечно, — Лев Николаевич Толстой “Анна Каренина”. Из современных авторов —  Нарине Юрьевна Абгарян и Сергей Донатович Довлатов. И если говорить о самом литературном городе, то это — Санкт-Петербург.

Дом слова

“МИР” — это судьба

Когда я задумалась над тем, что мне нужно поменять место работы, 11 раз проходила модерацию резюме на hh.ru. Потом махнула рукой  на это дело. И тут  мне позвонили из школы и сделали предложение. Так что “МИР” — это как минимум судьба. 

Мы, наша семья, — авантюристы, в  романтическом смысле: готовность принять новое, меняться самим.   Работа учителя очень современная, и если не идти в ногу со временем, то чему я могу научить детей? 

Консьерж-сервис
Квалифицированные сотрудники консьерж-сервиса ответят на любые вопросы, связанные с жизнью, работой и отдыхом в Доброграде
Работаем без обеда и выходных
с 7:30 до 19:30
Экомониторинг
Температура
Температура
23 °C
Влажность
Влажность
53 %
Давление
Давление
749 мм рт. ст
?
PM2.5
PM2.5
1мкг/м3
?
PM10
PM10
5 мкг/м3
?
Концентрация ЛОС
Концентрация ЛОС
0.016 мм3/м3
?
Концентрация CO2
Концентрация CO2
325 ppm
?
Концентрация CO
Концентрация CO
6 ppm
В пределах нормы
За пределами нормы