Как оценивать работу учеников в школе: нужны ли для этого отметки, или время жирных двоек ушло? По мнению Дмитрия Нестеренко, ведущего методиста «СберКласса», учителя географии «Новой школы» и экс-преподавателя школы «Летово», кандидата географических наук и соведущего шоу «Хочу все знать» на радио «Маяк», даже самой современной школе нужна система оценки результатов учебы. О том, как ее правильно спроектировать, Дмитрий рассказал на семинаре, который провел в Доброграде для учителей школы «МИР».
- Многие путают оценки и отметки. Давайте разберемся, что такое оценка учебной деятельности, а что – отметка.
- Оценка – это не контроль, не наказание, а обратная связь, которая работает на развитие ученика. Результаты оценивания учебной деятельности - индикатор того, как идет образовательный процесс. Очень важно правильно спроектировать систему оценивания — этому мы и учились с педагогами школы «МИР».
- Что главное в этом процессе?
- Соблюдение общих договоренностей между учениками, учителями, родителями и администрацией школы. Наша задача – согласовать все нюансы между заинтересованными группами и прийти к своду правил, по которым школа будет жить.
- А отметка для чего нужна?
- Во-первых, это численный показатель деятельности школы для фискальных и регулирующих органов. Во-вторых, возможность визуализировать прогресс обучения в цифрах. Это некий объективный количественный показатель, который говорит о результатах каждого конкретного ребенка, указывает на его проблемные точки и точки роста.
- А что делать в этой красивой истории двоечнику?
- Двоечнику прежде всего нужно принять, что он – двоечник и что это не приговор, а реперная точка, в которой он находится. Для кого-то ближайшая цель – марафон, для двоечника зона ближайшего развития – добежать хотя бы до конца второго круга. А потом и на третий замахнуться.
- А вообще, вот эта идея оценки ученика, она подходит для всей системы образования?
- Конечно. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четко прописано все то, о чем говорят в последнее время: и важность воспитания всесторонне развитой личности, и необходимость овладения мягкими навыками (soft skills), жизненными умениями. Несколько десятков страниц во ФГОСе занимает! То есть государственная система разделяет такой подход. Другое дело – практика. Что-то не срабатывает.
- Почему?
- Это и инертность учителей, которые перегружены работой. И их формирование в другой педагогической концепции - тяжело перестраиваться. С другой стороны, многие молодые педагоги не понимают, как это работает на конкретном уроке. Но я считаю, что государственную систему образования можно перенастроить.
- Каким образом?
- Для начала понятным языком переписать Примерные образовательные программы по предметам, чтобы учитель не читал канцеляризмы, а получил реальное руководство к действию. Нужно расписать для каждого конкретного урока тематические активности, которые работают на достижение целей ФГОСов. Это не так сложно, но очень поможет перестроить работу.
- Как вам совместная работа с коллегами из школы «МИР»?
- Мне нравится, как идет наша работа, и я рад тому, что я вижу. Сначала был небольшой скепсис, но очень быстро он уступил место креативной работе. Коллеги из школы «МИР» очень открыты и очень восприимчивы ко всему новому. Они хотят, чтобы образование учило, развивало, а не просто готовило к ЕГЭ.