В марте 2023 года в Доброграде открывается детский сад «МИР» – это будет комфортная среда для физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка. О плюсах детского сада для детей и родителей и о том, как адаптировать ребенка в новой среде, мы поговорили с Ольгой Зуевой, заместителем директора по дошкольному и начальному образованию.
Ольга, расскажите немного о себе, почему дошкольное и начальное образование?
- Для меня это был осознанный выбор – я поступила в российский государственный университет имени Герцена на факультет дошкольного образования (сейчас – институт детства), со второго курса уже начала работать. Когда смотришь на детей в самом раннем возрасте, то видишь большое количество возможностей. И на тебе, как на взрослом, лежит ответственность – сформировать ту базу, на основе которой сложится дальнейшая жизнь ребенка. Задача педагога дошкольного образования – развить и сохранить интерес к познанию, помочь сформировать ширину представлений о мире и одновременно обучить базовым навыкам. В дошкольном возрасте закладывается умение доводить дело до конца, понимание – это твоя активность или не твоя, ты про футбол или ты про рисование. И одновременно формируются навыки самоорганизации и самообслуживания, которые делают ребенка самостоятельным в дальнейшей жизни. Важно, чтобы ребенок оказался в той среде, которую интересно и познавать, и формировать под себя.
Каким вы видите идеальный детский сад?
- Во-первых, безопасный – это касается физической безопасности, но также эмоциональной и психологической. В саду ребенок учится общаться с разными детьми и взрослыми, знакомится с определенными правилами совместного сосуществования с другими людьми, и важно, чтобы процесс выстраивания новых коммуникаций был комфортен для него. Во-вторых, это развивающая среда, в которой сохраняется и воспитывается любознательность. В-третьих, это формирование тех важных навыков, которые помогут ребенку адаптироваться к различным ситуациям в дальнейшей жизни. Идеальный детский сад – это тот, который помогает родителям формировать в ребенке ощущение счастья и дает возможности создавать и сохранять это ресурсное внутреннее ощущение далее.
Ольга, а вы за детский сад или за домашнее воспитание?
- Я за детский сад, если у ребенка нет противопоказаний. Когда ребенок растет, он естественным образом расширяет свою зону исследования и влияния. До определенного момента действительно достаточно домашнего окружения, но только до определенного. Какой бы педагогически подкованной ни была мама – ей будет сложно окружить ребенка совершенно разными людьми и создать для него ситуации взаимодействия, где нужно учиться договариваться, решать сложные задачи, расширять свои возможности общения, изучать игры, знакомиться с различными инструментами, материалами. В детском саду это происходит наиболее естественным образом.
Еще один важный момент – в детском саду формируется иммунитет ребенка. Здесь он знакомится с новым для себя миром – в том числе и бактериями. Действительно, в первый год в саду дети болеют чаще – это нормально, так как иммунитет формируется до 5-6 лет. Если ребенок попадет в ту же бактериальную среду в возрасте 7 лет, фактически произойдет то же самое – он будет болеть чаще. Но, в отличие от пятилетнего возраста, иммунитет уже не будет формироваться так активно – он будет справляться с теми бактериями, с которыми может справиться. Ребенку необходимо играть с песком, водой из лужи и даже иногда съесть листик с дерева. Помните, что чем шире реальность ребенка, тем более уверенного человека мы формируем.
А для родителей в чем польза детского сада?
Пользы много. Начну с самого очевидного. Например, вы родитель, который целиком и полностью занимается воспитанием ребенка, вы хорошо и качественно это делаете, но вы инвестируете в этот процесс все свое время. Если педагогика не является основной сферой вашего интереса, а вы делаете чудесные торты и мечтаете о своей кондитерской, то, скорее всего, вы потеряете в ребенке себя. А дети всегда идут за тем родителем, который занимается тем, что ему самому по-настоящему интересно. Очень сложно показать ребенку, как важно найти свое дело в жизни, если он не видит увлеченных взрослых. Часто родители погружаются в жизнь детей вместо того, что найти себя и стать для них примером.
Также детский сад помогает выстроить правильные ролевые модели в семье. У учителя есть возможность скорректировать поведение ребенка, а для родителя важно сохранять историю безусловного принятия и безусловной любви. Если, будучи родителем, мы начинаем корректировать поведение ребенка из позиции учителя – мы рушим ролевую модель, ребенок начинает бояться делать ошибки.
И третий момент – в детском саду и школе возникает своя жизнь, это огромный рост самостоятельности, познание и раскрытие себя; для родителей это возможность увидеть ребенка как активного субъекта какой-то деятельности. Человека, который творит сам, проявляя свой интерес и свои возможности.
Абсолютно для всех детей детский сад «МИР» станет новым – кто-то придет в сад впервые из дома, кто-то переведется из другого сада, как мягко адаптировать ребенка к новому пространству и новым педагогам?
Для начала нужно и родителю, и ребенку познакомиться с садом – прийти, посмотреть, как все устроено, пообщаться с воспитателями, погрузиться в среду. Для нас очень важно понять интересы ребенка, привычки, узнать распорядок дня, узнать, какие навыки развиты на текущий момент. Например, если домашний режим сильно отличается от расписания дня в садике, то нельзя взять и в один момент начать ребенка поднимать утром раньше на полтора часа – это стресс для него, ведь дети очень сильно завязаны на режим. В этом случае потребуется дополнительная подготовительная работа дома. На самом деле, от того, насколько грамотно пройдет знакомство с садом зависит 50% успеха адаптации. Вторая часть – это взаимодействие с воспитателями и психологом, создание атмосферы. Новой информации и общения должно быть много, но такое количество, чтобы ребенок мог справиться. Часто в первое время в новой обстановке дети бывают перегружены даже комфортным взаимодействием. Не стоит сразу отдавать ребенка на полный день, если ранее он никогда не был в саду – необходимо, чтобы адаптация была мягкой.
Не менее важно и эмоциональное состояние родителей. После того, как вы привели ребенка в садик, вам нужно собраться с силами, попрощаться с ребенком и уйти, при этом сказав малышу: кто и во сколько его заберет. Например: «я приду за тобой после полдника, смотри – вот твое расписание дня, вот тут полдник, и после полдника я приду». Для этого в группе на период адаптации часто размещают расписание в картинках или фотографиях. И тут самое важное - быть честным с ребенком и выполнять свои обещания, тогда садик станет для него безопасной средой, и доверие к родителям будет постоянным.