Преподаватели словесности и физкультуры Анна Аршинова и Михаил Филонов – улыбчивые люди, семья жителей Доброграда и отличные педагоги. В профессии они «по любви», работали в провинции, а в декабре прошлого года присоединились к команде школы “МИР”.
Разные начала
Анна родом из небольшого, но очень спортивного города Сасово Рязанской области. Окончила филологический факультет Рязанского педагогического института им. С.А. Есенина. В педагогику пошла по стопам мамы – учителя технологии.
Михаил же родился в Баку, но школу окончил сельскую, в Ленинградской области, куда переехала его семья. Очень любил физкультуру и по совету своего школьного учителя поступил на факультет физической культуры и спорта ЛГУ им. А.С. Пушкина. После вуза он устроился работать в школу в Сасово. Там и познакомился с будущей супругой.
Педагог. Перезагрузка
Перед тем как переехать в Доброград, Михаил и Анна стали участниками образовательной программы “Учитель для России”. Пять недель занятий в Летнем институте по 12 часов в сутки — это крутой апгрейд базовых педагогических знаний.
Бок о бок с коллегами вникали в суть ситуаций, с которыми пока в своей практике не встречались. Программа переподготовки – необходимость для прогрессивных учителей, понимающих: педагогика – это призвание, а работа учителя не заканчивается со звонком и сдачей классного журнала.
Именно с той поездки началась большая перезагрузка наших героев, которая поменяла их жизненный маршрут...
Нормально, когда "не"
Они другие, и это сложно не заметить. Видят это и ученики, и родители. Дети в школе "МИР" получают не только знания по предметам, но и понимание жизни. А поэтому так важно, какой он, их учитель.
Анна: Это нормально, когда дети хулиганят, пытаются сорвать урок. Нормально, что дети не слушаются. И что ты при этом не повышаешь голос – тоже нормально. Очень ценно в нашей системе образования ребенку услышать это и понять, что с тобой все хорошо. Несмотря на то что миллион учителей поступает по-другому.
К сожалению, в большинстве государственных общеобразовательных школ жив идеал советского учителя с его строгостью и назидательным тоном – модель, от которой прогрессивные педагоги давно ушли. Гораздо важнее методик понять, кто ты, что тебе, как учителю, ценно. Чтобы во время урока детям было комфортно, и они доверяли тебе.
Учи как пират
Михаил: А я – поклонник системы обучения американского историка Дейва Берджесса, который в книге “Живи как пират” говорит о том, что обучение – это настоящая карта острова сокровищ. Только в конце пути тебя ждет не сундук с золотом, а любовь и внимание учеников. Для меня школьная физкультура – это не просто физическое воспитание ребенка, а предмет с элементами шоу и психологии. Это не русский язык, не математика, где есть нерушимые константы. Не зря вторая часть названия урока “культура”. Для меня важно дать ученику что-то большее: научить его ощущать себя в окружающем мире и взаимодействовать в коллективе.
Всегда хотел вести физкультуру не так, как принято в обычной школе, и в “МИРе” это стало возможным. Здесь у детей больше выбора, больше свободы: начиная с младших классов мы знакомим их с разными видами спорта, вместе решаем, чем будем заниматься на уроке. И это рождает особенную связь между учеником и учителем, вкладывает в их головы очень важные ориентиры. Они учатся нести ответственность и делать собственный выбор.
Учеба по-взрослому
Анна ведет уроки у старшеклассников и отмечает, что учебная программа нацеливает их на хорошие баллы на выпускном экзамене, меньше оставляя простора для творчества и полета фантазии. И все-таки они с ребятами выкраивают время – инсценируют литературные произведения, устраивают театр теней и другие эксперименты, чтобы литература оживала, а не просто оставалась красивым текстом под книжным переплетом.
Анна: Русская литература, безусловно, богата и важна, но и о мировой, современной литературе говорить необходимо. А на них в школьной программе часов не хватает. А ведь море прекрасных произведений наших современников достойно изучения! Марине Абгарян с ее «Манюней», например, – прекрасный автор, или “Гарри Поттер”, книга, полная волшебства и тайн. А то сейчас складывается впечатление, что для того, чтобы попасть в учебник литературы, нужно обязательно умереть (улыбается).
Во что играть и что говорить
Михаил: Мы воспитываем в учениках ответственность за выбор, не давим, не решаем за них, а направляем, учим принимать самостоятельно решения. Например, на физкультуре путем опросов ребята выбирают вид спорта, которым будем заниматься в четверти. Так, если в первом семестре был волейбол, то во втором у нас что-то новое из игр, например, городки.
Анна: Сколько угодно можно пенять на то, что современные дети – дети Сети, но таков наш технологичный век, и это нужно признать. Редактор в гаджете, конечно, исправит ошибку, но я всегда повторяю ученикам: очень важно владеть родным языком и заниматься развитием речи. Необходимо, чтобы они как можно больше писали, читали, работали с текстом, узнавали его образность и формы.
Дети не должны быть заточены только решать тесты, у них должны развиваться острый ум и хорошая память. Есть ученики, отлично разбирающиеся в предмете, но у доски у них ступор, они не знают, что и как сказать. Тогда как другие, с меньшей базой знаний, могут отлично подать материал. Я стараюсь вложить в них и то, и другое. И дать понимание, что в наш цифровой век, век блогинга и личных брендов, речевой навык необходим как воздух. Он добавит уверенности, поможет быть конкурентноспособным в любой среде.
Мечты сбываются
Михаила и Анну объединило одно ощущение мира на двоих: они – неугомонные созидатели и оптимисты, которым нужно что-то менять в этом мире. Когда услышали от знакомых про частную школу "МИР" во Владимирской области, сразу пробежала мысль: «хорошо было бы в ней работать». На разведку в Доброград, как глава семьи, поехал Михаил. А потом с живописным уголком Владимирской области познакомилась Анна. Символично, что первые уроки в школе “Мир” она провела в день своего рождения. А теперь учительская чета водит сына Ваню в детский сад “МИР”. Живет семья на улице Долголетия.
Переехав в Доброград, супруги оценили по достоинству жизнь в “пятнадцатиминутном” городе. Всё для жизни и отдыха под рукой: современный парк, благоустроенные зоны отдыха, живая природа, спортивные площадки, велосипедные трассы огромной протяженности, добрососедская атмосфера – идеально для активной семьи. И это только начало! Ведь Доброград, как и его возможности, с каждым годом растет!