Евгения Мясникова присоединилась к педагогической команде школы “МИР” одной из первых, чтобы небанально преподавать биологию. Ее уроки - игра и сложные квесты. В общем, она не дает ученикам скучать. Как ей это удается, Евгения рассказала в интервью.
Из города Тетюши
- В образовании учитель всегда играет огромную вдохновляющую роль. Вот и меня увлекла биологией учительница, которая преподавала нам предмет в средней школе города Тетюши в Татарстане, где я родилась. Тетюши - небольшой и очень красивый город, раскинувшийся по берегам Волги. Там я окончила школу и переехала в мой любимый город - Казань, чтобы учиться на биофаке Казанского федерального университета. Хотела стать серьезным исследователем. Уже во время учебы стала искать работу по профессии, но поняла, что в науку идти не хочу. Параллельно с учебой я занималась репетиторством, и мне показалось интересным стать преподавателем биологии. Я в своем выборе не разочаровалась.
Недалеко от Доброграда
Меня заинтересовала общественная программа “Учитель для России”, в которой выпускники и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в простых школах по всей России. Я окончила эту программу и на два года уехала преподавать в Выксу Нижегородской области. Получается, была очень близко к Доброграду. Выкса - старинное, но не заброшенное, а благоустроенное место: красивая набережная искусственных озер, много парков, там хорошо и хочется жить, но в государственной школе было сложно.
Следующая станция - Доброград
После непростой двухлетней работы в государственной школе я приняла предложение доброградской школы “МИР”. Ездила на все установочные семинары, общалась с командой и понимала - работа обещает быть интересной. Были предложения от нескольких московских очень хороших школ, но я приехала сюда. Это было какое-то душевное движение, хотя в тот момент я даже Доброграда не видела.
Профессия из детства
Мои родители вообще никак не связаны с образованием. Все мое детство прошло в деревне, где я насмотрелась на всю деревенскую живность. У нас было свое хозяйство, и я понимала, как это работает. Класса до седьмого я вообще не знала, кем хочу стать, и была такой записной троечницей. В восьмом классе начала ходить на дополнительные занятия по биологии к нашему учителю, и что-то во мне переменилось: начались олимпиады, конкурсы, стало очень интересно, можно сказать, я увидела всю биологическую красоту.
Увидеть птицу, потрогать жучка
И вот всю эту красоту биологии я стараюсь передать ученикам: мне очень важно удержать на уроках их интерес. У нас базовые учебники, но плюс школы “МИР” в том, что у меня есть возможность привносить в изучение много своего и сильно усложнять программу. Приходится придумывать разные мотивационные трюки. Например, дети любят смотреть в микроскоп - пусть смотрят, главное, чтобы были включены в предмет. Я стараюсь больше вводить элементы практики. В конце года предстоит целый месяц практических занятий: мы будем выходить на экскурсии, рассматривать в бинокли птиц, слушать их, смотреть на капли воды, определять жучков. Хотелось бы, чтобы мои ученики прикасались ко всему этому и видели на практике теорию, которую мы изучали в кабинете биологии.
Для чего биология
Утрируя, можно сказать: математика нужна - чтобы деньги считать, обществознание - знать, какие налоги платить, история - чтобы корни помнить, физика - чтобы знать, с какой скоростью падать будешь. А вот биология для чего? Вот я думаю, что биология для того, чтобы знать свое тело, как оно работает. Чтобы знать, чем можно, а чем нельзя лечиться: понимать как действует лекарство, которое ты пьешь, например.
В биологии сосредоточены самые фантастические и загадочные знания. Эта наука создает будущие востребованные профессии: микробиолог, биофизик и так далее. А самое главное, в основе биологии - гуманистический взгляд на мир, взгляд врача, ученого, которые меняют мир к лучшему. Я приверженец гуманистической педагогики и очень хочу, чтобы из моих учеников вышло несколько хороших врачей, несколько ветеринаров и, может быть, парочка ученых. А остальные пусть просто знают, как все работает, и видят красоту.
Эрудиция - телефонам
В наше время не особо ценится эрудиция - у всех есть телефоны, где все данные легко можно найти. Мне важно научить детей искать информацию правильно, критически ее осмысливать. Потому что сейчас время псевдонауки и очень важно уметь отделить правду от неправды. Находить реально научные источники и пользоваться ими. Иметь в этом опору в этих источниках.
Среди моих учеников уже есть те, кто будет поступать в медицинские вузы, и выбрали в 11-м классе биологию, хотя ЕГЭ по предмету очень сложен.
Где легче жить
Вот как устроено: в маленьком городе я немного скучаю по городу большому, но мне хватает двух-трех дней, чтобы погулять среди толпы и услышать шум большого города. Я не очень люблю Москву, а вот Казань - просто обожаю. И когда я уехала из этого города, то поняла, что скучаю по татарской культуре, языку, который звучит в метро, по песням, по эчпочмакам. Я очень люблю этот удивительный татарский шум.
Но жить мне комфортнее в небольшом городе, таком, как Доброград. Мне нужно спокойствие, чтобы был лес, по которому я могу погулять и возможность поехать на выходные в ближайшие небольшие городки. Кстати, думаю, что на территории города нашлось бы место арт-объектам современного искусства.
Мне всегда казалось, что я - интроверт, но как только начала работать в “МИРе”, поняла, что это не так. Я скучаю по людям, мне необходимо общение и эмоциональная отдача.