Каждая новая заметка про жителей Доброграда, про учителей школы “МИР” — откровение и удивление: до чего же интересные люди приезжают в наш город.
В Доброграде сейчас большая стройка, но жители обращают внимание на красоту природы, птиц, свежий воздух и жизненные перспективы.
В ноябре к команде “МИРа” присоединилась Екатерина Чаусова. Психолог детского сада и начальной школы приехала из Архангельска, и не одна, а с верными друзьями: котиками Тигром и Пушиком, собачкой Розой.
Отцы, дети и психолог
Воспитание ребенка — это всестороннее сотрудничество педагогов, родителей и психологов. Мне гораздо легче и комфортнее работать с детьми: я довольно легко нахожу с ними общий язык.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, быть уверенным в себе, в своих силах, понимать, что у него есть право на ошибку.
Каждый ребенок имеет право
А еще ребенок имеет полное право и радоваться, и печалиться. Не уходить в какие-то критичные для него крайности. У ребенка должны быть увлечения, когда ему нравится то, что он делает. В школе “МИР” все условия для этого созданы. Но! Особенности развития личности ребенка уникальны и могут причинять неудобства нам — взрослым. Например, когда ребенок слишком самостоятелен и заявляет, чего хочет. Это здоровое развитие внутреннего стержня, но родителям же хочется, чтобы ребенок просто делал то, что от него требуют. Это хорошо, когда ребенок понимает, чего он хочет, а чего нет. Хуже, когда его просто заставляют. Потом это может стать проблемой с пониманием своих потребностей и желаний.
Нужно договариваться
На самом деле уже с трех лет, когда ребенок предпринимает первые шаги к самостоятельности, с ним можно договориться. Нужно давать ему возможность делать эти самостоятельные шаги. Мне кажется, очень важно критиковать поступок, но не личность.
Моя задача, пока у ребенка психика гибкая, распознать и скорректировать ее для того, чтобы в старшей школе не возникло проблем с усвоением каких-либо наук.
Иногда с ребенком достаточно просто искренне поговорить, поинтересоваться его внутренним миром, переживаниями. Это важно. Часто родители в суете забывают поговорить про личное, а для детей это целый мир.
Звери в моем багаже
Из Архангельска меня перевозили мама с папой, поскольку я ехала вместе с двумя котами — Пушиком и Тигром и очень пугливой собакой Рози.
Рози появилась первой. Я принесла щенка, которого хотела пристроить, но она никак не пристраивалась, в итоге осталась у меня.
Пушика я взяла на передержку после операции. Знакомая волонтер попросила на две недели. Жил в клетке и впервые замурлыкал, когда к клетке подошла Рози. Как отдавать котенка после такого?
Тигр подростком сам ко мне подошел на улице, я его забрала.
Будет потеплее, обязательно погуляем с Рози в доброградских лесах, которые начинаются прямо за моей школой.
Замечательный классрук
Я очень люблю детей, и мне кажется, всегда знала, что моя жизнь будет с ними связана. Поэтому я стала социальным психологом, окончив Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Но в первый год после выпуска я не работала по специальности — устала и вымоталась в момент сдачи диплома. Устроилась работать администратором в кукольный театр. Там вела детские кружки, потом поехала в летний лагерь для неблагополучных детей, только после этого я пошла работать в школу.
Настоящая, теплая школа, в которой всё было очень хорошо. Там у меня было классное руководство 5-м классом. Мы с ребятами ходили в театр, играли в лазертаг, ездили в поход, устраивали чаепития, посещали экскурсии.
Конечно, всё это происходило, благодаря чудесным родителям, которые были активно включены в школьную жизнь.
“МИР”, который удивляет
Когда мне предложили работать в “МИРе”, сошлось всё: и мое желание сменить обстановку, переехав из северного Архангельска в центр России, и желание профессионального роста. А школа “МИР” как раз такой шанс дает. Тут вообще всё круто, начиная с архитектурного решения самой школы: когда видишь ее в первый раз,говоришь “Вау!” А потом, когда идешь по ее коридорам, классам, видишь библиотеку, то говоришь “Вау!” второй раз. Эта школа способна учить и удивлять. И это то, что мне нужно.
С Доброградом я только знакомлюсь: работаю в школе с ноября прошлого года, и пока времени гулять особенно нет, но, по натуре я человек такого вот безопасного, небольшого города.
Слово безопасности
Слово “нет” звучать должно в контексте безопасности ребенка, но не в смысле «нет, потому что я так сказал». Надо объяснять и договариваться, предлагать альтернативы, сотрудничать на равных, тогда имеют смысл какие-то ограничения и запреты. Ребенок должен знать, что будет в случае нарушения и от чего его хотят защитить. Родители же могут запретить и волосы красить в фиолетовый цветэ, но нужно ли это делать? Ведь ребенок должен чувствовать, что с ним считаются.
Общественник по призванию
С детства мне давали свободу: родители мне доверяли и не особо контролировали. С учебой я справлялась сама. К тому же появился в моей жизни “Архангельский городской штаб школьников имени А.П. Гайдара”. Он был организован в 1961 году и до сих пор приносит пользу. Здесь — моя большая семья. И уже будучи взрослой, я не забываю про клуб, в котором провела более 10 лет. Летом штаб организует палаточный лагерь на берегу Северной Двины. Это очень здорово. И вот сейчас, как только появится возможность, я поеду к родителям в Архангельск и обязательно загляну в клуб.
Фотосемья
У меня замечательная семья: мама Любовь Сергеевна и папа Дмитрий Александрович, папин брат, Евгений Александрович. Есть потрясающие дедушка Александр Алексеевич и бабушка Любовь Дмитриевна. Дедушка — настоящий помор, золотые руки: его можно по праву назвать самым умным в нашей семье. Он всегда очень много учился и трудился. Мне кажется, что он умеет всё на свете. Кандидат технических наук, очень долгое время преподавал в вузе дисциплины, связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобилей, а еще он очень любит животных. В прошлом году бабушка и дедушка отметили 55 лет со дня свадьбы.
Но и бабушка огонь. Она — профессиональный фотограф. Когда я в детстве приходила к ней в фотосалон, мне казалось, что создание фотографии — это какое-то чудо. Большой, как шкаф, деревянный павильонный фотоаппарат, специальные растворы для проявления фотографий, красный свет, темная комната…
Моя мама долгое время работала фотографом у бабушки. Сейчас семейное дело продолжает папин брат — Евгений Александрович. Говорят, что время фотографов ушло. Это не так, даже нейросети — только подспорье глазам и рукам фотографа, который запечатлевает момент.
Благодаря такому количеству фотографов в семье, у меня дома в Архангельске очень много альбомов с фотографиями из детства. Мне нравится смотреть фото, но я еще не решила, возьму ли сама в руки фотоаппарат.